Методы изучения языков - аудиометодика

Среда, Сентябрь 24, 2008 11:46

 В основу этой методики положены методики пассивного восприятия, релаксопедия, гипнопедия.

Не читайте эту методику второпях, прочтите вдумчиво, не спеша. Мы все знаем о пользе утренней гимнастики, но пока нет желания использовать ее на благо собственного здоровья – это знание бесполезно. Бесполезными окажутся и те знания, если вы поторопитесь, не настраиваясь на упорный труд. Лучше настраиваться полгода и выучить, в конце концов, язык на всю жизнь, чем начать учить завтра, а забросить через неделю. Методика рассчитана на любой язык и на средний интеллектуальный уровень людей.

Пока потенциальные полиглоты не знают о методике ничего, они проявляют к ней недюжий интерес и демонстрируют готовность завтра же начать штурм изучения иностранного языка. Но, как только в нашем рассказе появляется суть, изложение самого главного принципа, таинственность моментально исчезает, они разочаровано говорят, что давно и без нас знали такой способ запоминания слов. Мы подчеркиваем, что успех изучения языка зависит не от новизны принципа, а от правильности его использования. Чтобы выучить язык, нужно знать не только принцип, но и подробную технологию применения его. Изложение самого принципа займет всего несколько строчек, вся остальная часть посвящена технологии. На наш взгляд, если бы педагогическая наука нашей страны уделяла больше внимания тщательной разработке технологий, то все остальные методы изучения языков были бы так же эффективны, как и этот.

Вспомните, как Вы пытались в школе механически заучить перевод, насильно заставляли Вашу память образовать связь «пупа – карандаш», но из-за ограниченного объема нашей кратковременной памяти, которая может хранить от 2 до 26 единиц информации, происходило ее быстрое насыщение, что приводило к прекращению процесса запоминания, переутомлению. Также отрицательное влияние оказывают старые связи. Наша задача упрощается – осталось найти метод, отличающийся отсутствием привычной логики.

Прежде, чем подойти к аудио-методике, обратимся к науке.

Когнитивная психология разделила человеческую память на три блока: сенсорный регистр, кратковременную память и долговременную память. Основная функция сенсорного регистра – продлить время действия кратковременного сигнала для его успешной обработки мозгом. Скажем, укол иглой сохраняется гораздо дольше, чем непосредственное воздействие иглы. Сенсорный регистр способен запомнить гораздо больше информации, чем человек может проанализировать, этот же вид памяти не обладает изобретательностью. Он не имеет большого значения, гораздо важнее кратковременная память, не принимает на себя удары, коим ученики подвергаются на уроках иностранного языка. В 1954 году Ллойд и Маргарет Петерсоны провели эксперимент, давший удивительный результат: испытуемых просили запомнить всего три буквы, а через 18 секунд повторить их. Вроде бы просто, а испытуемые не смогли повторить! Из-за того, что в течение 18 секунд они занимались умственной работой – вели «обратный счет» тройками – 678, 675, 672… И эта несложная работа помешала им запомнить эти три буквы! Кратковременная память очень мала – ее емкость 2-26 единиц и имеет очень короткую жизнь – 20-30- секунд. В то же время она малочувствительна к длине единицы. Мы одинаково легко запоминаем 7 букв, 7 слов и даже 7 словосочетаний. Поэтому, надо запомнить следующее:

- Количество слов должно быть ограничено за один раз. Даже небольшое их увеличение ведет к ее частичному забыванию.

- После процесса усвоения информации – обязательна пауза, в течение которой нужно максимально разгрузить мозг от умственной работы.

- Нужно как можно длиннее делать единицу информации. Объясняется это тем, что во время паузы происходит неосознанное повторение материала. Если период повторения более 30 секунд, то есть информации слишком много, то через некоторое время ее часть стирается. Именно такой процесс, как неосознанное повторение, значительно увеличивает время жизни информации в кратковременной памяти до 24-30 часов. Этот процесс мешает осознать чрезвычайно маленькую мощность этого вида памяти, в результате чего мы перегружаем ее сверх нормы. Неосознанное повторение происходит только тогда, когда мозг не перегружен информацией. Этот процесс нарушается, даже если Вы повторяете только что выученные слова. Никакого дальнейшего закрепления не будет! Вы не способны, при всем желании, осознанно повторять в течение некоторого времени 10-18 слов за 20 секунд – время существования кратковременной памяти. Своим повторением вы прерываете естественный процесс запоминания. Чем больше вы повторяете, тем больше усилий вы тратите на запоминание. Возникает вопрос, каковы границы паузы, в течение которой нежелательно восприятие какой-либо информации с последующей ее переработкой.

На этот вопрос дал ответ французский психолог, проведя эксперимент. Вот результаты:

 

Количество повторений

 

14

 

8

 

7

 

5

 

4

 

4

 

4

 

8

 

Длительность паузы

 

30 сек

 

1 мин

 

2

 

5

 

10

 

20

 

24 часа

 

48 часов

Таким образом, если начать повторять слова через 30 секунд после первого запоминания, то придется 14 раз обращаться к ним! Если повторение начать через 10 минут, в течение которых вы не будете получать никакой информации, то их число составит 4. В отрезке от 10 мин. до 24 часов процессы стабилизируются, информация в кратковременной памяти зависит от внешних факторов. То есть в этот период возможно как повторение старой, так и заучивание новой информации. Через сутки число необходимых повторений возрастает и достигает 8 через 48 часов.

Это означает, что мнемонические процессы начинают терять свою энергию. Поэтому через каждые 24 часа нужно повторение ранее выученных слов.

Но тогда снова возникает вопрос: с какой периодичностью повторять слова? Опыты немецкого филолога Йоста показывают, что при механическом заучивании количество повторений, распределенных особым методом для среднего человека, составляет 4 раза! Но важно запомнить: чем больше элементы запоминаемого материала похожи друг на друга, тем больше усилий нужно приложить для их запоминания, чем однороднее элементы, тем сложнее их усвоить.

Запоминание должно быть действием, ведущим к достижению какой-то цели. Возникает два вопроса: какова должна быть эта цель? С чем должны производиться действия? На второй вопрос ответили психологи, в частности Зинченко П. И. (Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность). В его экспериментах испытуемых разбили на две группы. Первой из них дали картинки с изображением различных предметов и попросили провести классификацию по первым буквам их названий. Вторая группа получила те же картинки, но проклассифицировали их по изображению предметов (например, собрали вместе картинки с мебелью и т. д.). После эксперимента испытуемые должны были вспомнить те картинки, с которыми они работали. Вторая группа продемонстрировала более высокие результаты. Это произошло из-за того, что в первом случае картинки, их значение, несмотря на то, что оно пропускалось через сознание и понималось (ведь они должны были выделить первую букву), не было включено непосредственно в цель, в классификацию.

Во втором случае испытуемые также четко осознавали и звуковой состав названия и значение картинки, но в цель было включено только непосредственно значение. Это приводит к мысли, что в цель непосредственно должны включаться и значение слова, и его звучание. Чтобы достичь цели, которую сформулируем позже, нужно обязательно манипулировать и значением, и произношением. И случится, что иностранное слово будет запоминаться с большей долей непроизвольности. К сожалению, в учебных заведениях это правило всюду нарушается и изучение иностранного языка превращается в зубрежку. Кто сталкивался с психологией, тому знакомо понятие установки. Под этим термином понимается готовность человека действовать вполне определенным образом. У вас должна быть сильная установка на изучение иностранных языков. Установка нам облегчает жизнь, так как благодаря ней многие наши действия делаются автоматически. Как создаются установки, вам не нужно знать. Но вы должны запомнить – ЯЗЫК ВЫ УЧИТЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ!

Краткие выводы:

  1. После запоминания очередной порции слов надо сделать паузу не менее 10 минут, в течение которой ваши мысли не будут отвлекаться умственной работой.
  2. Через 10 минут слова можно повторять снова, а спустя 24 часа НЕОБХОДИМО повторять слова. В противном случае вам придется приложить больше усилий, чтобы запомнить их вновь.
  3. Понятно, что написанное здесь известно большинству читателей, но, к огромному сожалению, эти знания не мешают преподавателям иностранных языков школ и ВУЗов.
  4.  Технология запоминания.

Здесь описывается структура технологии ускоренного изучения иностранного языка. Она покажется неубедительной, если вы не прочли предыдущую главу. Вот основные требования для правильного и быстрого изучения иностранного языка.

- Не мучайте свою память, не учите язык механически!

- Память способна за один раз запоминать до 30 слов.

- Кратковременная память существует не более 30 секунд.

- Информация дольше сохраняется в кратковременной памяти, если протекает неосознаваемая нами информация.

- При изучении языка не опирайтесь на привычку или стандартность.

- После изучения порции слов нужен перерыв 10 минут.

- Учить слова нужно до первого воспроизведения, когда сможете хотя бы повторить весь список.

- Повторять слова надо в промежутке от 10 минут до 24 часов.

- Чтобы лишить список слов однообразия, нужно их не только видеть, но и слышать.

- Выученные слова передается из кратковременной памяти в долговременную, не столько через повторение, сколько с помощью сюжетных картинок и звука.

- Легко делается то, что совершается непроизвольно, помимо нашего участия. Слова запоминаются непроизвольно, если они не будут целью нашей деятельности. Мысленные операции со значением и произношением слова должны непосредственно включаться в цель.

Итак, с чего начинать заучивать слова по аудио-методике.

  1. Вы слушаете сначала одну дорожку (от 60 слов), читая попутно текстовый словарь и следя за диктором.
  2. Выучите первые 20 слов. Учить слова нужно в непринужденной обстановке: занимаясь спортом, делая уборку, в дороге.
  3. После того, как Вы можете без проблем воспроизвести выученные слова, отвлекитесь на 10-20 минут. Не стоит в это время перегружать память дополнительной информацией. В течение дня Вы можете выучить все 60 слов, но не больше.
  4. На первых порах повторение нужно организовывать так: первый раз через 10 минут. При этом смотрите либо на русский перевод, или на иностранное слово, и воспроизводите всю структуру, даже тогда, когда вам кажется, что можете обойтись без нее. Потом первое повторение не нужно.
  5. Второе повторение - через 20-30 минут.
  6. Третье повторение производите через текстовый словарь. Вы должны вспомнить в течение 10 секунд перевод слова. Если же это сделать сложно, то отложите их до окончательного повтора всех дорожек, которое проводится оптимально через 2-3 месяца. Не пугайтесь такого срока. Вы сможете вспомнить все слова и через 2 года, даже если не встречались с ними за этот период! Изучая язык, не волнуйтесь, что он забудется от неупотребления.
  7. Последнее повторение является решающим. Его лучше проводить в два этапа. Первый день – слушаем аудиословарь полностью и вспоминаем, какие слова Вы выучили. Второй – повторяем их, читая словарь. .
  8.  Если между изучением языка и его активным использованием прошло много времени, слова могут забыться. Они не исчезают из памяти, а консервируются в подсознании. Вы их легко извлечете, прослушав словарь. На этом все. Учите иностранные языки с удовольствием!

Приобрести аудиословари можете по адресу

Вы можете оставить ответ, или обратную ссылку со своего сайта.
Метки:

2 ответов на “Методы изучения языков - аудиометодика”

  1. Олег

    Январь 23rd, 2009 21:50

    Хотелось отметить, некоторые моменты у себя в блоге естественно со ссылкой на Вас

  2. Краснова Наталья

    Январь 24th, 2009 18:27

    Можно, употребляя активную ссылку

Оставьте свой ответ

Вы должны войти для того, чтобы ответить.

Другие статьи по теме

 

  • Учим шведский язык. Первые слова и выражения на шведском языке
  • Первые слова и выражения God morgon Доброе утро Hej / Goddag Привет / Добрый день God kv?ll Добрый вечер God...

     

  • Французские союзы
  • Союз. Союзы делятся, как и в русском языке, на: 1. с о ч и н и т е л ь н...

     

  • Телефонный разговор на английском
  • Телефонный разговор 1). Русское мне надо позвонить соответствует must make a call, в отличие от to ring smb up, которое требует...

     

  • Притяжательные местоимения в итальянском языке
  • Притяжательные местоимения: (Притяжательные прилагательные, применяемые к существительным в единственном числе) Masculine   Feminine   ...

     

  • Французские предлоги
  • Предлог (Pr?position) Предлог - это часть речи, которая соединяет два слова (группы слов) и указывает на существующую между ними ...

     

  • Предлог on - употребление, значение
  • Предлог on Предлог on употребляется для обозначения: 1. нахождения на поверхности — на, в; 2. времени (дней недели, дат)...

     

  • Время на итальянском языке
  • Время на итальянском языке Сколько времени? Che ora ?? / Che ore sono? keh oh-rah eh / keh o-reh soh-noh Который час? A che ora? ah keh oh-rah Сейчас 1:00 ?? l'una eh loo-nah в 1:00 all'una ahl-loo-nah (в)...