I. Выучите слова и выражения для выполнения задания:
chi | кто |
quanti anni ha? | сколько Вам лет? |
anno, m | год |
ho … anni | мне … лет |
uno | один |
due | два |
tre | три |
quattro | четыре |
cinque | пять |
sei | шесть |
sette | семь |
otto | восемь |
nove | девять |
dieci | десять |
undici | одиннадцать |
dodici | двенадцать |
II. Совершенствуем разговорную речь:
Chi является вопросительным словом к подлежащему и употребляется, когда спрашивают о фамилии (имени) незнакомого человека:
Chi è? | Кто это? |
È il signor Rossi (la signora Meier) | Это синьор Росси (синьора Майер) |
Вопрос «Сколько Вам (ей, ему и т. д.) лет?» и соответствующий вопрос «Мне (ему, тебе, и т. д.) 20, 15, 50 лет» переводится на итальянский язык устойчивым словосочетанием, а именно:
Quanti anni ha Lei? | Сколько Вам лет? |
Quanti anni hai? | Сколько тебе лет? |
Quanti anni ha? | Сколько ему лет? |
Quanti anni ha? | Сколько ей лет? |
И следует следующий ответ:
Ho 20 anni. | Мне 20 лет |
Ha 21 anni. | Ему 21 год |
Ha 22 anni. | Ей 22 года |
Числительное uno изменяется в роде и изменяется следующим образом:
Например,
Un libro | одна книга |
Uno studente | один студент |
Una borsa | одна сумка |
Для постановки вопроса к числительному употребляется вопросительное слово quanto «сколько», которое согласуется с существительным в роде и числе и ставится перед ним:
Quanti collègi sono questi? | Loro sono sette collegi. |
Quanto è due piu tre? | Due piu tre è cinque. |
Задание 1. Переведите следующие предложения на итальянский язык. Проверьте себя:
Это госпожа Паола Росси.
E’la signora Paola Rossi.
У нее два брата.
Lei ha due fratello.
Она гуляет с сестрой по мосту.
Lei fare una passeggiata il ponte con sua sorella.
Что делает господин Росси?
Che cosa fa il signor Rossi.
Паоле 30 лет. Она гречанка.
Paola 30 anni. Lei greca.
Мне 25 лет. Я работаю медсестрой.
Ho 25 anno. Sono infermiera.
Это новый студент. Его зовут Антонио. Ему 30 лет. Он инженер по профессии. Его национальность – итальянец.
Questo e’ uno nuovo studente. Si chiama Antonio. Fa l’ingenere. Lui e’ italiano.
Очень приятно. Я секретарь. Мне 34 года. А сколько лет Вашей дочери?
Molto bene. Sono dattilografa. Ho 34 anni.Quanto anni ha Sua figlia?
III. Учим грамматику:
Запомните итальянские числительные и их образование:
Полагаю, все сталкивались с числительными и что за это часть речи не надо объяснять. Числительные в итальянском языке в основном образуются так же, как и в русском языке.
Количественные числительные
Откройте звуковой файл и прослушайте числительные, написанные ниже в табличке:
1 | uno | 17 | diciassette | 100 | cento |
2 | due | 18 | diciotto | 101 | centuno |
3 | trè | 19 | diciannove | 200 | duecento |
4 | quattro | 20 | venti | 300 | trècento |
5 | cinque | 21 | ventuno | 400 | quattrocento |
6 | sei | 22 | ventidue | 500 | cinquecento |
7 | sette | 23 | ventitre | 600 | seicento |
8 | otto | 24 | ventiquattro | 700 | settecento |
9 | nove | 25 | venticinque | 800 | ottocento |
10 | dieci | 30 | trenta | 900 | novecento |
11 | undici | 40 | quaranta | 1000 | mille |
12 | dodici | 50 | cinquanta | 1001 | milleuno |
13 | trèdici | 60 | sessanta | 1100 | millecento |
14 | quattordici | 70 | settanta | 1152 | millecentocinquantadue |
15 | quindici | 80 | ottanta | 2000 | duemila |
16 | sedici | 90 | novanta | 3000 | trèmila |
В числительных от 11 до 17 единицы читаются перед десятками. В числительных 17, 18, 19 наоборот, сначала читаются десятки, а потом единицы. При написании словами числительные до 999999 пишутся слитно:
21 | ventuno |
865 | ottocentosessantacinque |
9 482 | novemilaquattrocentoottantadue |
13 800 000 | trèdici milione ottocentomila |
Задание 2. Произнесите на итальянском следующие числительные: 12, 78, 96, 123, 265, 8546, 63, 565, 65894, 358945.
Арифметические операции:
2 + 6 = 8 | Due piu sei è (uguale) otto |
14 — 3 = 11 | Quattrodici mèno trè è undici |
3 x 3 = 9 | Tre per tre è nove |
12 : 2 = 6 | Dieci divìse due uguale cinque |
Задание 3. Напишите словами следующие арифметические действия. Проверьте себя, выделив строки:
12 : 2 = 6
Dodici divise due uguale sei
2*5 = 10
Due per cinque e’ dieci
35 : 5 = 7
Trentacinque divise cinque e’ sette
8 + 3 – 5 = 6
Otto piu tre meno cinque e’ sei
59 – 23 = 36
Cinquantanove meno ventitre e’ trentasei
Если к числительным, обозначающим десятки: venti, trenta, quaranta и т. д., присоединяются uno и otto, то в написании десятков, последняя гласная опускается:
21 | 28 | 31 | 38 | 41 | 48 |
ventuno | ventotto | trentuno | trentotto | quarantuno | quarantotto |
Существительное, которому предшествует составное числительное на –uno, -una, употребляется в единственном числе, как и в русском языке.
trèntuna casa | 31 дом |
ventuno collèga | 21 коллега |
Глагол avere используется при обозначении возраста:
Quanti anni ha Lei? | Сколько Вам лет? (дословно: сколько лет Вы имеете?) |
Ho 20 anni. | Мне 20 лет. |
Задание 4. Прослушайте аудио-файл.
Диктор произносит диалог, который написан ниже. Сделайте перевод следующего диалога на русский язык (при необходимости повторите тему «Множественное число существительных»). Проверьте себя:
— Voi siete svedesi?
— No. Noi siamo danesi.
— Anche i vostri amici sono danesi?
— No. Loro sono norvegesi.
— I vostri passaporti, per favore.
— Eccoli.
— Queste valigie sono vostre?
— No. Le nostre valigie sono marroni. Eccole (вот они).
— Siete turisti?
— Sì.
— Anche i vostri amici sono turisti?
— Sì.
— Molto bene. Tante grazie.
Вы шведы?
Нет. Мы из Дании.
Ваши друзья тоже из Дании,
Нет,они из Норвегии.
Ваш паспорт пожалуйста.
Вот он.
Это ваши чемоданы?
Нет. Наши чемоданы коричневые. Вот они.
Вы туристы, Да.
Ваши друзья тоже туристы? Да.
Очень хорошо. Большое спасибо.