I Существительные. Общее
Начнем наше обучение с существительных. Потому что существительные стоят на втором месте по сложности в грамматике немецкого языка. Но Вы же не будете говорить о движении, не использовавпредметы и субъекты? Поэтому и начнем с субъектов.
Для начала давайте определимся, что такое существительные.
Существительные – это часть речи, которая означает предмет и отвечает на вопрос «кто это?» или «что это?», или «wer ist das? (вэр ист дас)» и «was ist das? (вас ист дас)». Например:
Das Buch – книга (дас бух)
Die Zeit – время (ди: цайт)
Der Lehrer – учитель (дэр лера: _)
Der Hase – заяц (дэр хазэ)
Patrick — Патрик.
Запомните следующее: все существительные пишутся в немецком языке с большой буквы! Кстати, об этом мы говорили в первом уроке. И каждое существительное имеет свой артикль, говорящий о роде существительного, числе и падеже. Давайте сразу определимся с артиклями. Артиклей в русском языке, как Вы знаете, нет. Но в немецком языке артикли играют важную роль в строении предложений. Для чего они нужны? Давайте проведем аналогию с русским языком. Например, я скажу Вам: «На стол стоит красивый ваза. А на стена висит картина». Как Вы заметили, стол и стена потеряли у нас окончание. А прилагательное «красивый» употреблено для мужского рода и также потеряло свое индивидуальное окончание. Роль артиклей в немецком языке – это роль окончаний в русском. С артиклями немного определились. Идем дальше.
Род имен существительных в немецком языке часто не совпадает с родом соответствующих существительных в русском языке. Например, «билет» в немецком языке среднего рода; «вино» — мужского; «душ» — женского рода. Как же тогда определить правильно род существительного? Мы будем учиться это делать в следующих уроках. А пока Вы знаете один из способов – с помощью словаря.
II Артикли.
Мы разобрались с ролью артиклей. Теперь, думаю, вы понимаете, насколько важно правильно употреблять артикли. Обычно изучающие немецкий язык пропускают эту тему, не обращая внимание на эту маленькую часть существительных. А зря. Маленькое еще не значит неважное.
Итак, в немецком языке есть два вида артиклей.
- Определенные (der, die, das)
- Неопределенные (eine, ein)
Определенный артикль | Неопределенный артикль | |
мужской род: | der Student (штудэнт) – студент | ein Student – студент (какой-то, некий) |
средний род: | das Haus (хаус) – дом | ein Haus — дом |
женский род: | die Gruppe (групэ) — группа | eine Gruppe — группа |
множ. число: | die Studenten — студенты | — |
Во множественном числе неопределенный артикль отсутствует. И это понятно, так как если чего-то много, то это не может быть неопределенным. На этом знакомство с артиклями мы пока закончим и продолжим в следующих уроках.
III Личные местоимения
Местоимения – это часть речи, которая заменяет предмет. Например, я, ты, мы и т. д. То есть, они действуют вместо лиц.
В немецком языке личные местоимения такие же, как и в русском. Только звучат они по-другому.
К личным местоимениям относятся следующие местоимения (вспомните, как они произносятся):
Единств. ч. | Множ.ч. | |||
1 лицо | ich | я | wir | мы |
2 лицо | du | ты | ihr | вы |
3 лицо | er / sie / es | он / она / оно | sie / Sie | они / Вы |
Обратите внимание, что местоимение ihr (вы) относится к группе лиц, каждого из которых мы называем на «ты». Форма вежливого обращения «Вы» совпадает с третьим лицом множественного числа —Sie. Желательно, чтобы Вы знали эти местоимения. Выучите их наизусть. Они Вам также понадобятся в дальнейшем.
IV Слабые глаголы. Их спряжение в настоящем времени.
Для начала давайте поразмышляем, что такое глаголы, какие имеются временные формы и для чего они нужны.
Самой изменяющейся частью речи в немецком языке являются глаголы. То есть слова, обозначающие действие, предпосылки к действию (например, бегать, летать, читать, хотеть, мочь).
Существует обширная классификация немецких глаголов. Но вам ее всю не стоит запоминать. Итак, основные виды глаголов: слабые, сильные, возвратные, модальные, неправильные.
Чем отличаются слабые глаголы от сильных? И зачем нужно знать, какой глагол сильный, какой неправильный, какой слабый? А нужно знать для того, чтобы сказать то, что вы хотите, правильно! Чем отличаются? Спряжением. А также по временам.
В общем, у всех глаголов есть 3 формы.
Возьмем любой слабый глагол, например, malen (мален) – рисовать.
1 форма. malen
2 форма. malte
3 форма. gemalt
Что они значат и как они употребляются, Вы узнаете очень скоро.
Сильные же глаголы во 2, и 3 формах меняют свою корневую гласную. Общее же количество наиболее употребляемых неправильных и сильных глаголов около 100. Но мы каждый урок будем с вами изучать по несколько новых сильных и неправильных глаголов. Поэтому к концу курса вы будете обладать достаточным словарным запасом немецких глаголов.
А теперь объяснения случаев употребления этих 3-х форм глагола:
1-я форма глагола
malen – рисовать — так это слово выглядит в словаре. Это словарная, неопределенная форма глагола. В немецкой грамматике ее называют Infinitiv — инфинитив. Эта форма является для Вас основной.
Задание 1. Прочитайте диалог ниже. Прослушайте этот текст.
Найдите в тексте глаголы, оканчивающиеся на –en, то есть глаголы, которые стоят в неопределенной форме – словарной форме, инфинитиве. Напишите их, также их перевод, транскрипцию, поставьте звездочку около сильного или неправильного глагола в таблице ниже (например, können*).
|
2-я форма глагола
malte – простое прошедшее время – рисовал, рисовала.
В немецком языке данная форма носит название Präteritum или претерит. Образуется вторая форма прибавлением суффикса –te к основе глагола. Основа слабых глаголов не изменяется. У сильных глаголов в претерите меняется корневая гласная, а неправильные глаголы и вовсе изменяются.
3-я форма глагола
Или партицип II (Partizip II) — причастие. Партицип II слабых глаголов образуется добавлением к основе глагола приставки ge- и суффикса –(e)t. Корневая гласная не меняется. Например, gemacht,geantwortet. Но не у всех глаголов в партиципе есть приставка. У слабых и сильных глаголов с неотделяемой приставкой и у слабых глаголов с суффиксом –ieren приставка ge— отсутствует. В глаголах с отделяемой приставкой приставка ge- вставляется между отделяемой приставкой и корнем, например, abholen – abgeholt. Неотделяемых приставок всего 8. Запомнить их не сложно. Это: be-,ge-, er-, ver-, zer-, ent-, emp-, miss-. Все остальные приставки отделяемые.
Партицип цвай (Partizip II) используется во многих грамматических предложениях, конструкциях, временных формах.
Задание 2. Переведите предложения на немецкий язык. Поставьте рядом глагол (все глаголы даны слабые) в 3-х временных формах. Проверьте себя, выделив текст:Я готовлю есть (kochen). Ich koche. Kochen – kochte – gekocht.1. Мы играем (spielen).
2. Ты смеешься (lachen).
3. Я учусь в университете (studieren).
4. Он радует (freuen).
5. Она готовит есть (kochen).
7. Они делают (machen).
|
Большинство глаголов в немецком языке — слабые.
В этом уроке мы будем проходить склонение глаголов в настоящем времени, в котором используется первая, то есть словарная форма глагола.
Настоящее время в немецком языке носит название Präsens. На русском – презенс.
При спряжении слабых глаголов в настоящем времени к основе глагола добавляются личные окончания (см. malen — рисовать).
Если основа глагола (слабого или сильного, не изменяющего корневого гласного) оканчивается на d, t (stranden, stiften) или сочетание согласных chn, ffn, dm, gn, tm (напр., antworten, bilden, zeichnen), то между основой глагола и личным окончанием вставляется гласный e.
Если основа глагола (слабого или сильного) заканчивается на s, ss, ß, z, tz (напр., grüßen, heißen, lesen, sitzen), то во 2 лице единственного числа s в окончании выпадает, и глаголы получают окончание -t.
Личные окончания | malenмален | stiftenштифтен | grüßenгрюссэн | ||
ich | я | -e | male | stifte | grüße |
du | ты | -st | malst | stiftest | grüßt |
er/sie/es | он/она/оно | -t | malt | stiftet | grüßt |
wir | мы | -en | malen | stiften | grüßen |
ihr | вы | -t | malt | stiftet | grüßt |
sie / Sie | они / Вы | -en | malen | stiften | grüßen |
Обратите внимание, что форма глагола при вежливом обращении (местоимение Вы) в немецком языке совпадает с 3 лицом множественного числа. Не путайте местоимения Sie (Вы), sie (она), sie (они).
Задание 3. Проспрягайте следующие слабые глаголы по правилу, изученному Вами сегодня. Проверьте себя, выделив текст.
|