I Существительные. Общее

Начнем наше обучение с существительных. Потому что существительные стоят на втором месте по сложности в грамматике немецкого языка. Но Вы же не будете говорить о движении, не использовавпредметы и субъекты? Поэтому и начнем с субъектов.

Для начала давайте определимся, что такое существительные.

Существительные  – это часть речи, которая означает предмет и отвечает на вопрос «кто это?» или «что это?», или «wer ist das? (вэр ист дас)» и «was ist das? (вас ист дас)». Например:

Das Buch – книга (дас бух)

Die Zeit – время (ди: цайт)

Der Lehrer – учитель (дэр лера: _)

Der Hase – заяц (дэр хазэ)

Patrick — Патрик.

Запомните следующее: все существительные пишутся в немецком языке с большой буквы! Кстати, об этом мы говорили в первом уроке. И каждое существительное имеет свой артикль, говорящий о роде существительного, числе и падеже. Давайте сразу определимся с артиклями. Артиклей в русском языке, как Вы знаете, нет. Но в немецком языке артикли играют важную роль в строении предложений. Для чего они нужны? Давайте проведем аналогию с русским языком. Например, я скажу Вам: «На стол стоит красивый ваза. А на стена висит картина». Как Вы заметили, стол и стена потеряли у нас окончание. А прилагательное «красивый» употреблено для мужского рода и также потеряло свое индивидуальное окончание. Роль артиклей в немецком языке – это роль окончаний в русском. С артиклями немного определились. Идем дальше.

Род имен существительных в немецком языке часто не совпадает с родом соответствующих существительных в русском языке. Например, «билет» в немецком языке среднего рода; «вино» — мужского; «душ» — женского рода. Как же тогда определить правильно род существительного? Мы будем учиться это делать в следующих уроках. А пока Вы знаете один из способов – с помощью словаря.

II Артикли.

Мы разобрались с ролью артиклей. Теперь, думаю, вы понимаете, насколько важно правильно употреблять артикли. Обычно изучающие немецкий язык пропускают эту тему, не обращая внимание на эту маленькую часть существительных. А зря. Маленькое еще не значит неважное.

Итак, в немецком языке есть два вида артиклей.

  1. Определенные (der, die, das)
  2. Неопределенные (eine, ein)
Определенный артикль Неопределенный артикль
мужской род: der Student (штудэнт) – студент ein Student – студент (какой-то, некий)
средний род: das Haus (хаус) – дом ein Haus — дом
женский род: die Gruppe (групэ) — группа eine Gruppe — группа
множ. число: die Studenten — студенты

Во множественном числе неопределенный артикль отсутствует. И это понятно, так как если чего-то много, то это не может быть неопределенным. На этом знакомство с артиклями мы пока закончим и продолжим в следующих уроках.

 III Личные местоимения

Местоимения – это часть речи, которая заменяет предмет. Например, я, ты, мы и т. д. То есть, они действуют вместо лиц.

В немецком языке личные местоимения такие же, как и в русском. Только звучат они по-другому.

К личным местоимениям относятся следующие местоимения (вспомните, как они произносятся):

Единств. ч. Множ.ч.
1 лицо ich я wir мы
2 лицо du ты ihr вы
3 лицо er / sie / es он / она / оно sie / Sie они / Вы

Обратите внимание, что местоимение ihr (вы) относится к группе лиц, каждого из которых мы называем на «ты». Форма вежливого обращения «Вы» совпадает с третьим лицом множественного числа —Sie.  Желательно, чтобы Вы знали эти местоимения. Выучите их наизусть. Они Вам также понадобятся в дальнейшем.

 IV Слабые глаголы. Их спряжение в настоящем времени.

Для начала давайте поразмышляем, что такое глаголы, какие имеются временные формы и для чего они нужны.

Самой изменяющейся частью речи в немецком языке являются глаголы. То есть слова, обозначающие действие, предпосылки к действию (например, бегать, летать, читать, хотеть, мочь).

Существует обширная классификация немецких глаголов. Но вам ее всю не стоит запоминать. Итак, основные виды глаголов: слабые, сильные, возвратные, модальные, неправильные.

Чем отличаются слабые глаголы от сильных? И зачем нужно знать, какой глагол сильный, какой неправильный, какой слабый? А нужно знать для того, чтобы сказать то, что вы хотите, правильно! Чем отличаются? Спряжением. А также по временам.

В общем, у всех глаголов есть 3 формы.

Возьмем любой слабый глагол, например, malen (мален) – рисовать.

1 форма. malen

2 форма. malte 

3 форма. gemalt

Что они значат и как они употребляются, Вы узнаете очень скоро.

Сильные же глаголы во 2, и 3 формах меняют свою корневую гласную. Общее же количество наиболее употребляемых неправильных и сильных глаголов около 100. Но мы каждый урок будем с вами изучать по несколько  новых сильных и неправильных глаголов. Поэтому к концу курса вы будете обладать достаточным словарным запасом немецких глаголов.

А теперь объяснения случаев употребления этих 3-х форм глагола:

           1-я форма глагола

malen – рисовать — так это слово выглядит в словаре. Это словарная, неопределенная форма глагола. В немецкой грамматике ее называют Infinitiv — инфинитив. Эта форма является для Вас основной.

 Задание 1. Прочитайте диалог ниже. Прослушайте этот текст.

Найдите в тексте глаголы, оканчивающиеся на –en, то есть глаголы, которые стоят в неопределенной форме – словарной форме, инфинитиве. Напишите их, также их перевод, транскрипцию, поставьте звездочку около сильного или неправильного глагола в таблице ниже (например, können*).

— Kannst du deinen Mantel anziehen?- Ja, ich kann.- Was kannst du machen?

— Ich kann meinen Mantel anziehen.

— Kann Inge auf den Bus warten?

— Ja, sie kann.

— Was kann sie machen?

— Sie kann auf den Bus warten.

— Können Sie und Hans Radio hören?

— Ja, wir können.

— Was können Sie und Hans machen?

— Wir können Radio hören.

— Können Helga und Inge die Teller abwaschen.

— Ja, sie können.

— Was können Helga und Inge machen?

— Sie können die Teller abwaschen.

— Kann Karl diese Blumen für sie nehmen?

— Ja, er kann.

— Was kann Karl machen?

— Er kann diese Blumen für sie nehmen.

— Kann ich diesen Schrank anstreichen?

— Ja, du kannst.

— Was kann ich machen?

— Du kannst diesen Schrank anstreichen.

— Kannst du jenes Flugzeug sehen?

— Ja, ich kann.

— Was kannst du sehen?

— Ich kann jenes Flugzeug sehen.

 

Ваши глаголы (проверьте себя, выделив текст в таблице)

anziehen – анциин – надевать

machen – махэн – делать

warten – вартэн – ждать

koenen* – кёнэн – мочь

hoeren – хёрен – слушать

abwaschen* — абвашэн – мыть

nehmen* – неемэн – взять

anstreichen — анстрайхэн – красить

sehen* – зеен — видеть

            2-я форма глагола

malte – простое прошедшее время – рисовал, рисовала.

В немецком языке данная форма носит название Präteritum или претерит. Образуется вторая форма прибавлением суффикса –te к основе глагола. Основа слабых глаголов не изменяется. У сильных глаголов в претерите меняется корневая гласная, а неправильные глаголы и вовсе изменяются.

           3-я форма глагола

Или партицип II (Partizip II) — причастие. Партицип II слабых глаголов образуется добавлением к основе глагола приставки ge- и суффикса –(e)t. Корневая гласная не меняется. Например, gemacht,geantwortet. Но не у всех глаголов в партиципе есть приставка. У слабых и сильных глаголов с неотделяемой приставкой и у слабых глаголов с суффиксом –ieren приставка ge— отсутствует. В глаголах с отделяемой приставкой приставка ge- вставляется между отделяемой приставкой и корнем, например, abholen – abgeholt.  Неотделяемых приставок всего 8. Запомнить их не сложно. Это: be-,ge-, er-, ver-, zer-, ent-, emp-, miss-.  Все остальные приставки отделяемые.

Партицип цвай (Partizip II) используется во многих грамматических предложениях, конструкциях, временных формах.

Задание 2. Переведите предложения на немецкий язык. Поставьте рядом глагол (все глаголы даны слабые) в 3-х временных формах. Проверьте себя, выделив текст:Я готовлю есть (kochen). Ich koche. Kochen – kochte – gekocht.1. Мы играем (spielen).

Wir spielen. Spielen – spielte – gespielt.

2. Ты смеешься (lachen).

Du lachst. Lachen – lachte – gelacht.

3. Я учусь в университете (studieren).

Ich studiere. Studieren – studierte –  studiert.

4. Он радует (freuen).

Er freuet. Freuen –  freute – gefreuet.

5. Она готовит есть (kochen).

Sie kocht. Kochen – kochte – gekocht.
  1. Вы (мн. ч.) купаетесь (baden).
Ihr badet. Baden – badete — gebadet.

7. Они делают (machen).

Sie machen. Machen – machte – gemacht.
  1. Я продаю (verkaufen, обратите внимание, что ver – неотделяемая приставка).
Ich verkaufe. Verkaufen – verkaufte – verkauft.

 Большинство глаголов в немецком языке — слабые.

В этом уроке мы будем проходить склонение глаголов в настоящем времени, в котором используется первая, то есть словарная форма глагола.

Настоящее время в немецком языке носит название Präsens. На русском – презенс.

При спряжении слабых глаголов в настоящем времени к основе глагола добавляются личные окончания (см. malenрисовать).

Если основа глагола (слабого или сильного, не изменяющего корневого гласного) оканчивается на d, t (stranden, stiften) или сочетание согласных chn, ffn, dm, gn, tm (напр., antworten, bilden, zeichnen), то между основой глагола и личным окончанием вставляется гласный e.

Если основа глагола (слабого или сильного) заканчивается на s, ss, ß, z, tz (напр., grüßen, heißen, lesen, sitzen), то во 2 лице единственного числа s в окончании выпадает, и глаголы получают окончание -t.

 Личные окончания malenмален stiftenштифтен grüßenгрюссэн
ich я -e male stifte grüße
du ты -st malst stiftest grüßt
er/sie/es он/она/оно -t malt stiftet grüßt
wir мы -en malen stiften grüßen
ihr вы -t malt stiftet grüßt
sie / Sie они / Вы -en malen stiften grüßen

 Обратите внимание, что форма глагола при вежливом обращении (местоимение Вы) в немецком языке совпадает с 3 лицом множественного числа. Не путайте местоимения Sie (Вы), sie (она), sie (они).

Задание 3. Проспрягайте следующие слабые глаголы по правилу, изученному Вами сегодня. Проверьте себя, выделив текст.

malen — рисовать Ich male machen — делать Ich mache
Du malst Du machst
Er, sie, es malt Er, sie, es macht
Wir malen Wir machen
Ihr malt Ihr macht
Sie, sie malen Sie, sie machen
spielen — играть Ich spiele starten – начинать, стартовать, запускать Ich starte
Du spielst Du startest
Er, sie, es spielt Er, sie, es startet
Wir spielen Wir starten
Ihr spielt Ihr startet
Sie, sie spielen Sie, sie starten
arbeiten  — работать Ich arbeite parken – стоять на стоянке, парковаться Ich parke
Du arbeitest Du parkst
Er, sie, es arbeitet Er, sie, es parkt
Wir arbeiten Wir parken
Ihr arbeitet Ihr parkt
Sie, sie arbeiten Sie, sie parken
lernen – учить (-ся) Ich lerne baden — купаться Ich bade
Du lernst Du badest
Er, sie, es lernt Er, sie, es badet
Wir lernen Wir baden
Ihr lernt Ihr badet
Sie, sie lernen Sie, sie baden

Добавить комментарий